Все проповеди
О празднике Пресвятой Троицы
Праздник Пресвятой Троицы обозначает прославление Бога в Трех Лицах. Ибо Бог – это Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Что это значит? Это значит, что все эти Три Лица абсолютно равны между собой в Своем Божественном достоинстве и действуют абсолютно согласно по отношению к человечеству. Все, чего хочет Отец, хочет и Сын, того же хочет и Святой Дух, то есть у Лиц Пресвятой Троицы – единая воля.
Сам праздник установлен в честь схождения Третьего Лица Пресвятой Троицы – Святого Духа – на Апостолов Христа на десятый день после Его Вознесения на небеса. Описано это событие во второй главе книги Деяний Апостолов: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.: 2:1-4).
Таким образом, Апостолы исполнились Святого Духа видимым для всех окружающих образом и получили способность говорить на разных языках, чтобы проповедовать Евангелие Христа всему миру. После этого Апостол Петр произнес проповедь, в результате которой во Христа уверовали три тысячи человек и присоединились к Апостолам. Поэтому этот день можно считать днем рождения Церкви. Принявшие учение Христово спрашивали у Апостолов: «что нам делать, мужи братия?», на что Петр ответил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:37-38).
Мы видим, что для того чтобы стать истинными учениками Христа, нужно покаяться и креститься. Покаяние – это постоянный и непрерывный духовный процесс перемены своего внутреннего естества, преодоление греховных наклонностей. Крещение (греч. βάπτισμα — «погружение в воду») – это значит погружение. Погружение в учение Христово, которое символизируется как вода. В то же время и в буквальном смысле – это означает погружение в воду как знак принятия христианской веры. Однако без погружения в сущность Евангелия погружение в воду бессмысленно как формальный акт.
По сути, крещение как погружение в воду и как однократный акт – это начало более длительного процесса – духовного погружения в христианское учение. То есть крещение – это погружение в божественную благодать, что немыслимо без покаяния, то есть перемены образа мысли, перемены установки сознания, когда мы на первое место ставим уже не свой эгоизм, а любовь к Богу и ближним.
В второй главе Деяний Апостолов мы читаем о том, чем занимались люди, присоединившиеся к ученикам Спасителя: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2: 42, 46).
Мы видим, что первые христиане:
Во-первых, постоянно пребывали в учении Христовом, которое проповедовали Апостолы, то есть погружались в него все более и более.
Во-вторых, пребывали в общении, то есть общались между собой и Апостолами, и это общение было не пустым или развлекательным, но духовным и познавательным.
В третьих, совершали преломление хлеба по домам, сопровождая эту братскую трапезу молитвами по образу прощальной Тайной вечери Господа с Апостолами.
Причем делали все это первые христиане в «веселии и простоте сердца», то есть не с мрачными или унылыми лицами, но с радостным и веселыми лицами и сердцами, и в простоте – без какого-то сложного и театрального церемониала или ритуала. Именно это и есть образец для нас – как нам нужно жить и как следовать христианской вере. И тогда мы получим «дар Святаго Духа».
|
|