Наши опросы
Что такое истинная религия?
Духовная работа по установлению связи души с Богом
Нравственный образ мысли
Выполнение определенных обрядов и предписаний
Система мировоззрения, отличная от атеизма
Не знаю

Результаты Архив
Наши опросы
Есть ли Бог?
Знаю, что есть
Верю, что есть
Верю, что нет
Знаю, что нет
Не знаю, есть или нет

Результаты Архив

Краткая история формирования духа законничества и фарисейства


В чем заключается законничество и фарисейство официальной церкви? В том, что, во-первых, букву закона она ставит выше его духа. А во-вторых, не осознает в большинстве своих иерархов и рядовых членов, что первоисточник любого закона - это правильная духовная жизнь, сверяемая с духом Евангелия. В других разделах сайта говорится о том, как устроена истинная духовная жизнь, о том, каковы ее цели и методы. Нужно отметить, что Евангелие и методы духовной работы представляют собой неизменное содержание. Чего нельзя сказать об организационных аспектах жизни церковного сообщества.


В апостольский период жизни Церкви ее организационная структура была иной, чем через три столетия после ухода из жизни непосредственных ученииков Христа. В самом начале было обильное излияние благодати Божией на христиан и на тех людей, к которым была обращена проповедь. Поэтому все необходимое для жизни в Духе непрсредственно имелось внутри каждого христианина.


Помимо служебных лиц, которых назначили Апостолы - диаконов, пресвитеров-епископов, были пророки и учителя, которые наставляли членов общин и пользовались авторитетом руководителей духовной жизни христиан, ибо вели их к совершенству. Сама жизнь христиан была простой, как были просты и их собрания. Все происходило в духе любви и свободы, так как истинная любовь невозможна без свободы, как невозможна истинная свобода без любви.


В дальнейшем духовная жизнь стала ослабевать, что стало компенсироваться усложнением порядка жизни и собраний христианских общин. Постепенно не стало пророков и учителей, служебные должности пресвитеров и епископов разделились и стали не столько служебными, сколько должностями руководителей. Должность диакона с самого начала обозначала обозначала служение также как, впрочем, и пресвитера, которого могли называть и епископом. Пресвитер - по- гречески значит старейшина, а епископ - блюститель. Понятно, что лучше всего наблюдать (блюсти) за организацией собрания христиан и их духовной жизнью должен был наиболее мудрый человек, по-возможности, преклонного возраста. Поэтому старейшина и был блюстителем.


По мере увеличения количества христиан в общине увеличивалось и число старейшин-пресвитеров, образовывались советы старейшин, которые возглавлял уже один главный старейшина-блюститель (то есть епископ). Блюститель должен был наблюдать за правильной организацией собраний и духовной жизни всех - как обычных христиан, так и старейшин.


Получается, что нельзя исходить из того, что не только в самой духовной жизни и евангельской истине нельзя ничего менять, но даже и в организации собраний все должно оставаться как у Апостолов. Потому что мы видим изменения уже в самое ближайшее время после ухода Апостолов из жизни. Но как видно эти изменения были вызваны жизнью - тем, что увеличивалось число христиан. Получалось, что рост количества христиан сказывался на качестве духовной жизни, так как их было труднее организовать, наставить и объединить.


Первоначальная простота собраний стала заменяться на их усложнение, стало мало пророков и учителей, которые постепенно совсем исчезли как таковые. Но по-видимому никому в голову не пришло, что без них уже нет Церкви, как сказали бы сейчас в случае, если бы пропали епископы - без епископа нет Церкви. Все это происходило потому, что в древние времена не цеплялись на правила организации, но наоборот подчиняли эти правила удобности духовной жизни и собрания христиан.


В дальнейшем появлялись все новые и новые формы организации собраний христиан, которые становились правилами. Блюстители были уже не в каждой христианской общине, а возлавляли все общины города. В общинах же оставались лишь пресвитеры, которые ими руководили. Епископ-блюститель посещал эти общины очень часто и с любовью общался со всеми членами общин. Можно сказать, что это было нарушением первоначальной традиции и апостольских правил, того, что епископ должен быть в каждом собрании. Но опять же никто не придавал этому значения, так как новое правило было удобнее для церковных организаций. Само правило организации жизни собраний христиан называлось каноном, которое обозначало, что общины жили по этому образцу-правилу-канону.


Когда общин стало много в городе, то было удобно, чтобы был один блюститель, через которого совершалось бы общение общин этого города с общинами других городов. Кроме того, более древние и авторитетные городские общины стали оказывать все большее влияние на остальных христиан. Христиане стали все более руководствоваться не столько духом Евангелия, сколько авторитетным мнением того или иного епископа, особенно если он представлял Рим, Иерусалим, Александрию или Антиохию. И такие нововведения, ослабляющие непосредственно духовную жизнь и усложняющие простоту апостольской Церкви, опять же никого не наводили на мысль об отступлении от истинной веры.


Нужно отметить, что при всех указанных выше новых правилах-канонах духовная жизнь христиан была все же достаточно сильной - горела огнем, который хоть и несколько ослаб в сравнении с апостольскими временами, но не угас. Этому во многом способствовало наличие апологетов - защитников христианства, которые обращали пламенные и высокоинтеллектуальные речи и писания в адрес язычников Римской империи, а также наличие множества истинных церковных служителей и еще достаточно простой организации Церкви. Но особенно способствовали горению духа гонения на христиан, которые устраивали язычники и государственные власти.


В такой обстановке, когда членов Церкви всегда могли убить, пытать, бросить в темницу, опорочить имя, лишить имущества, христианами могли быть только искренне преданные Богу люди. Собрания христиан, когда они совершали Евхаристию, проводились по домам, катакомбам, только в отдельных местах, где гонения были незначительны, строили отдельные помещения для собраний.


Когда гонения на христиан прекратились и императорская власть стала им покровительствовать, тогда в Церковь пришло множество людей, которые почуяли выгоду от принятия христианства. Но это было принятие христианства лишь по наружности, внутри же не было никаого стремления к правильной духовной жизни и соотвествия духу Евангелия. Потребовалось немного времени, чтобы истинные христиане остались в меньшинстве.


Значительное ослабление духовности потребовало компенсации в организационных формах. Того же требовало и не менее значительное увеличение число формальных членов Церкви. Церковь стала копировать государственную структуру: епископы городов стали подчиняться одному епископу области, а епископы областей - епископу наиболее авторитетного города. А в дальнейшем епископов в обычных городах не стало, они остались только в столицах областей, возглавляя кафедры этих областей. Стали появляться митрополиты, которые, будучи епископами, руководили другими епископами, как в более ранее время епископы стали руководить пресвитерами. А епископы наиболее авторитетных кафедр - Рима, Александрии, Антиохии, Иерусалима, а также кафедры новой столицы империи - Константинополя - стали патриархами.


Патриархи стали руководить целыми территорями, которые по государственному образцу стали считаться в их юрисдикции. То есть, по сути, Церковь по своему организационному устройству стала подобной государству. А иерархи вместо служения Церкви, то есть служения собранию верных, стали стремиться к власти в Церкви. Тем более что это давало и власть светскую, ибо все государство становилось формально христианским.


Таким образом, Церковь стала состоять из большинства формальных христиан, истинные же христиане осталиь в меньшинстве. Стали нарушаться правила вступления в Церковь, что ранее требовало длительной подготовки. Нарушались и ранние традиции организации и управления, все стало копироваться у государства и затем закрепляться в новых канонах. Но эти каноны стали объявляться священными, которые уже нельзя менять. Если ранее правила организации служили удобству собраний и духовной жизни и в зависимости от этого менялись, то теперь эти правила сами были объявлены священными и теперь жизнь Церкви нужно было подгонять под них.


Для того чтобы угодить большинству и особенно высшим сановникам была изменена и организация собраний христиан, на которых совершалась Евхаристия. Во времена Апостолов эти собрания были совсем просты и руководились духом любви (подробнее об этом читайте в разделе "Вечеря Господня"). Теперь же евхаристические собрания стали копировать придворный церемониал, стали более театральными представлениями, нежели братским общением и молитвенным единением. Начали объявляться священными каждое действие, которое совершалось во время собрания. А совокупность всех возгласов, телодвижений, перемещений стало считаться богослужением. Так совершался отход от духовной жизни и братского общения христиан к комплексу церемониальных и законнических правил, которые объявлялись священными и незыблемыми. Только в рамках этих правил жизнь христианина стала считаться правильной. А духовная жизнь становилась уделом меньшинства.







Наши опросы
Что такое истинная Церковь?
Православная церковь любого патриархата
Православная церковь определенного патриархата
Римо-католическая церковь
Греко-католическая церковь
Одна из протестантских конфессий
Все конфессии, исповедующие Христа
Только истинно верующие моей конфессии
Возрожденные во Христе люди в любой конфессии или вне конфессии
Все люди, живущие нравственно
Трудно сказать, нужно думать
Мне все равно

Результаты Архив
Экспорт новостей

rss2.0
Статистика